Информация о видео-материале Проповедник: Людмила Плетт Тема: Грех в жизни христианина Год выхода: июнь-июль 2013 Жанр: видеопроповедь
Описание:
Насколько могут различаться между собой христиане по степени своей духовности и посященности служению Христу?
Классификация евангельских христиан по их духовному потенциалу
Многочисленные социологические исследования, проводимые в последние годы, не дают адекватную картину духовной жизни общества, степень вовлеченности граждан в церковную жизнь, степень их религиозной активности и духовной посвященности. Многие опрашиваемые называют себя христианами или верующими, вкладывая самый различный смысл в эти традиционные и ставшими размытыми понятия.
В последние десятилетия при оценке структуры христианства стали оценивать разные группы, относящихся к нему людей, по степени соответствия между заповедями, богословскими принципами и церковными стандартами, с одной стороны, и реальным их исполнением, с другой. На этом основании обычно выделяются две основные группы: номинальные христиане и евангельские (активно верующие) христиане. Схожим критерием пользуются при разделении христиан на плотских и духовных.
Исследователи попытались измерить религиозность правильностью соблюдения всех церковных обрядов и праздников. Но оказалось, что знание и соблюдение обрядов очень слабо связано с основными духовными и нравственными установками практически любой христианской конфессии. После этого добавили вопросы о частоте и регулярности посещения церкви (раз в неделю, в месяц и т.д.). Это что-то добавило к общей информации, но не намного. Традиционная идентификация христиан по признаку конфессии сегодня также остается очень неточной и не может отразить довольно-таки существенные различия среди верующих по таким вопросам как понимание богословских истин своей церкви, уровень активности верующих внутри общины, степень послушания церковной дисциплине и исполнения священных заветов и прочим параметрам.
Если попытаться разделить верующих по степени развитости различных компонентов духовного потенциала: знаний основных духовных истин, нравственной зрелости, сопричастности Евангелию и служениям Церкви, то можно отчетливо выделить четыре группы евангельских христиан:
Христианин-служитель – тот, у кого все эти компоненты обладают достаточным качеством. Он - настоящий священник Бога живого, он – служитель, хотя и не обязательно рукоположенный. Сюда могут входить служители церквей, миссий, парацерковных организаций. В то же время многие из них по ряду параметров не могут войти в эту группу, особенно по причине слабого духовного преображения или по своим моральным качествам. В этой категории могут быть представлены добровольные служители, активисты церквей, участники краткосрочных проектов. Христиане-служители хорошо разбираются в основных доктринах учения своей церкви, постоянно читают теологическую литературу и книги, издаваемые своей конфессией. Духовный потенциал христианина-служителя, сам по себе немалый, непрерывно растет, включая ресурсы его личной духовности, богословской эрудированности, высокой личной нравственности, активности в служениях. Возможно, не все элементы его духовного потенциала представлены пропорционально, у одних больше выражена духовность, у других – богословская составляющая, у третьих - служение, но, в целом это универсальные, духовно полностью «оснащенные» христиане – заветная мечта любой церкви. Их доля может достигать 5% общей численности членов общины.
Активный христианин может заметно уступать предыдущему типу по одному или двум компонентам духовного потенциала, но, тем не менее, такого верующего можно вполне отнести к настоящим христианам. Объем и качество духовного потенциала активных христиан непрерывно возрастает и представлен, в основном, высокой евангельской посвященностью, а также регулярным и продуктивным служением. Активные христиане со временем вполне могут войти в категорию христиан-служителей. В своей общине они представлены, в основном, молодыми, библейски «подкованными» верующими, на которых лежит основное служение как внутри, так и вне церквей. Их доля может варьировать от 20 до 30% общего числа членов церкви.
Первые два типа - это главный ресурс любой евангельской церкви, на них приходится большая часть духовного потенциала евангельской церкви. Их главные проблемы – отсутствие системных богословских знаний и недостаточное преображение. Другим их существенным недостатком можно считать отсутствие интереса к запросам и нуждам общества, недостаточная гражданская зрелость, слабая информированность по текущей повестке дня жизни общества, в котором они живут и которому служат.
Именно доля лиц этой категория в общей численности верующих и всего населения страны, в целом, во многом определяет исторические достижения данной конфессии, ее национальную и культурную значимость. Они являются держателями большей части духовного, социального и этического потенциалов своей конфессии. Если их доля достигает критической массы (от 5 % всего населения страны) их духовный, социальный и этический потенциал начинает оказывать свое благотворное влияние на развитие социальных институтов всего общества, а через них – влиять на скорость социального, экономического и социального прогресса страны, в которой они проживают.
Вовлеченный христианин. Такой член церкви не несет регулярного служения, но участвует во всех мероприятиях и акциях общины, посещает не только воскресные службы, но и членские собрания. Теологически он не очень подкован, его осведомленность об основных доктринах базируется на сведениях, которые он получает непосредственно из проповедей, возможно, - небольших популярных брошюр. Вовлеченные христиане, как правило, представлены пожилыми людьми, женщинами, хотя среди них встречаются и молодые люди. Их личный духовный потенциал довольно невысок, как и все компоненты, которые его формируют: поверхностные богословские знания, уровень нравственности чуть выше среднего по стране, «фоновое служение»: участие скорее в мероприятиях, событиях, разовых поручениях, чем в регулярном служении. Это самая большая по численности категория членов поместных церквей (40-60%), именно они формируют современное лицо евангельских церквей.
Христианин-прихожанин. Это – человек, который принимает Христа и Евангелие, но практически не несет никакого служения в общине, не принимает участия в ее основных мероприятиях. Более того, значительная часть этой категории не являются членами церкви. Прихожане довольно поверхностно ориентируются в богословских вопросах, хотя им известны основные положения Евангелия, Библейские истории, но духовно и нравственно они не развиваются. У христиан-прихожан значительная часть богообщения замещена простым человеческим общением (церковной социализацией), их духовные переживания и размышления вытеснены культурными алгоритмами, традициями, правилами поведения и пр. Они - неважные ученики в системе внутрицерковного богословского и нравственного обучения, если таковая имеется. Эта категория, в целом, довольных собой людей, не ставящих перед собой духовных вопросов и не ищущих на них ответы. Их духовный потенциал – очень незначителен, но в численности общины они могут составлять 20-30%.
«Мерцающие христиане», как правило, имеют смутное представление даже о базовых истинах учения своей церкви, редко посещают службы и праздники. Их духовную жизнь можно кратко описать в формуле «не вера – а симпатия, не церковь – а личные переживания, не служение в церкви – а собственные инициативы». Эта категория практически отсутствует в евангельских церквах, но довольно широко распространена в традиционных, исторических конфессиях: католиках и тех же протестантах на - Западе и православных – в России. В этих церквах это очень многочисленная категория, которая внутри может дальше подразделяться на различные подкатегории: невоцерковленные, «технические», этнокультурные и пр. христиане. В силу своей эрудиции и образования «мерцающие христиане», могут интересоваться вопросами веры, Библии, богоискательства. Этот феномен, так характерный для «ищущих и не находящих свою веру» интеллигентов, английский историк А. Тойнби назвал «интеллектуальный деизм».
Как это ни парадоксально, большинство экстремистов и религиозных радикалов различных конфессий представлены выходцами не их верхних категорий верующих, а как раз из групп «мерцающих», «технических» и даже номинальных христиан. Это люди, которые редко ходят в храмы, не разбираются в богословии и поведение которых в быту, как правило, не соответствует моральным предписаниям религиозного учения. Это те, кто в сфере служения выбрали не духовную, а чисто мирскую, агрессивную и даже незаконную форму защиты своей религии от реальных или воображаемых конкурентов. К таким группам относятся католические и протестантские радикалы, например, в Северной Ирландии, и православные экстремисты в России.
Номинальный христианин. Как и предыдущая категория - это тип не возрожденного, неверующего человека, не имеющего личных отношений со Христом, хотя он может быть начитан в Библии, посещать церковь и даже относить себя к христианам. Он считает себя христианином (отсюда и его название – номинальный), но по сути дела, это - полностью неверующий, мирской человек. Номинальный христианин, как правило, продукт массовой секуляризации, который христианство воспринимает лишь как признак своей культурной или исторической самоидентификации.
Эти две последние категории практически отсутствует в евангельских церквях России и других постсоветских стран, но руководство РПЦ по политическим мотивам последовательно включает «номинальных» в общую численность православных, где они могут составлять до 80 % всех таких «христиан»
Выпущено: Канада, Штайнбах, Миссия "Живые воды" Продолжительность: 02:01:21 Перевод: не требуется, русский язык
Дополнительно:
Плетт Людмила Михайловна родилась 30 марта 1949 года в СССР, в городе Фрунзе. Росла и воспитывалась в христианской семье.
После окончания в 1972 году Владивостокского медицинского института проработала десять лет врачом-терапевтом в различных местах бывшего Советского Союза.
В 1983 году вместе с мужем выехала в Германию, где впервые услышала проповеди евангелиста из Южной Африки Эрло Штегена.
В начале 1987 года после первого посещения миссионерской станции Квасизабанту перенесла глубокий внутренний кризис и полный духовный переворот, после чего решила всецело посвятить себя тому служению, к которому удивительным образом была призвана Господом уже в пятнадцать лет.
С тех пор со страниц своих книг несёт всем людям и, прежде всего бывшим соотечественникам, то древнее и вечно новое живое Евангелие, которое призывает проснуться от духовного сна, очистить и привести в порядок свою жизнь и приготовить себя к встрече с Создателем в вечности.
Вняв зову Божьему, с 1989 года совершает ещё и служение душепопечителя среди русско- и немецкоговорящего народов в разных странах мира, став врачом для многих сотен и тысяч душ, ищущих помощи в их духовных, семейных и житейских проблемах. Особое внимание уделяет работе с оккультно-обременёнными людьми и христианами, запутавшимися в сетях лжеучений, сект и культов.
Являясь основателем и руководителем международной независимой межконфессиональной христианской миссии «Живые воды», совершает миссионерские поездки во многие страны мира, проводя душепопечительские беседы на животрепещущие темы духовной жизни, как с отдельными людьми, так и на богослужениях в различных церквах и общинах, независимо от их деноминации. Ввиду специфики своего служения не отдаёт предпочтения ни одной христианской конфессии, легко и свободно общаясь со всеми и видя во всех прежде всего души, за которые умер Христос.
За долгие годы душепопечительства пришла к выводу, что всех верующих следует разделять лишь на две категории: тех, которые являются детьми Божьими, и тех, которые только называются ими, проводя жизнь, не соответствующую Священному Писанию; причём как тех, так и других можно встретить в любой церкви и любой деноминации. На пути следования за Господом самыми важными критериями духовности считает способность прощать своих врагов, близкие личные отношения человека с его Небесным Отцом и верность в служении Ему на том месте, куда Он каждого из нас поставил, каким бы незначительным оно ни казалось.